Новая Каледония

Новая Каледония была обитаема уже в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Можно предполагать, что древнее население острова по культуре и языку было близко современным аборигенам. Впоследствии на Новую Каледонию и соседние острова проникали полинезийцы. Большинство из них растворилось среди местного меланезийского населения, и лишь выходцы с островов Уоллис, поселившиеся в конце XVIII в. на одном из островов Луайоте, сохранили свой язык.

Первобытнообщинный строй, который застали европейцы при своем проникновении на Новую Каледонию, находился на стадии далеко зашедшего разложения. Если в северной Меланезии племенная организация не получила сколько-нибудь значительного развития, то на Новой Каледонии она достигла полного расцвета. Население делилось на рядовых общинников и знать, причем знатные подразделялись на различные иерархические группы. Существовало патриархальное рабство. Большой властью пользовались вожди племен. Наиболее влиятельные из них распространяли свою власть на соседние племена, в результате чего образовались племенные объединения.

Новая Каледония была открыта в 1774 г. английским мореплавателем Дж. Куком, однако вплоть до 40-х годов XIX в. европейцы посещали ее лишь спорадически. С 1840 г. на Новой Каледонии начинают селиться английские и французские торговцы и миссионеры. Справедливо считают, что именно последние подготовили захват острова. Уже в 1853 г. Франция под предлогом защиты белых поселенцев от нападений аборигенов аннексировала Новую Каледонию.

Последующая история Новой Каледонии – это история героической борьбы ее населения против колониального режима. С 1863 г. Франция превратила захваченный остров в колонию для ссыльных, которые использовались на никелевых рудниках. В результате положение местного населения еще более ухудшилось, так как ссыльные, большинство которых составляли уголовники, очень жестоко обращались с аборигенами. В 1878 г. на Новой Каледонии вспыхнуло крупное восстание, охватившее большую часть острова. Восстание было подавлено, и в целях «умиротворения» страны для коренных жителей острова был введен суровый режим, получивший название «индигената».

С прекращением в 1897 г. ссылки на Новую Каледонию преступников и выездом части освобожденных на родину возникла острая нехватка рабочей силы. Французские предприниматели начали ввозить в колонию рабочих с других островов Океании, а также из ряда азиатских стран (бывшего Французского Индокитая, Индонезии и т. д.).

В 1913 и 1917 гг. доведенное до отчаяния полутюремным режимом и жестокой эксплуатацией аборигенное население поднимало восстания. И хотя колонизаторам удалось подавить оба выступления, освободительная борьба новокаледонцев продолжалась.

Новый подъем борьбы наступил после второй мировой войны. Во главе большей части аборигенов и прогрессивно настроенной части пришлого населения встала партия Каледонский союз. На выборах 1957 г. в генеральный совет (позже этот орган местного самоуправления был переименован в территориальную ассамблею) Каледонский союз одержал победу. Местное правительство, сформированное М. Ленорманом, одним из руководителей партии, приступило к проведению ряда демократических реформ. Подобная деятельность правительства чрезвычайно встревожила колониальные власти, и в 1958 г. демократический правительственный совет был отстранен от власти. Однако этот маневр не принес успеха. Новые выборы, проведенные в 1958 и 1962 гг., вновь дали победу демократическим силам.

Одним из тяжелых последствий колониального господства на Новой Каледонии была депопуляция. Ко времени установления в стране колониального режима ее население составляло 70 тыс. человек. В 1881 г. на Новой Каледонии жило 69 тыс. человек, в 1896 г. – лишь 51 тыс. Однако эти цифры отнюдь не характеризуют общих масштабов вымирания аборигенов, так как наряду с сокращением местного населения шло увеличение численности населения пришлого. Действительные же размеры депопуляции были настолько значительны, что, несмотря на наблюдаемый в последние десятилетия некоторый прирост местного населения, численность аборигенов достигла к настоящему времени лишь несколько более половины той численности, которая имелась ко времени порабощения страны.

1. Население Новой Каледонии

Новой Каледонии — меланезийский народ канаки и футуна, что составляет почти половину населения департамента.

Канаки — коренные народы Меланезии, проживающие в Новой Каледонии, где составляют 45% населения. Название происходит от гавайского словосочетания «канака маоли», нередко употреблявшемся в прошлом европейскими открывателями, купцами и миссионерами в качества уничижительного названия для многих неевропейских островитян Тихого океана. До прихода европейцев в Новой Каледонии не существовало объединённого государства, а также общего названия её обитателей. Многие канаки в своих племенах продолжают говорить на собственных языках и следовать собственным обычаям. До наших дней сохранилось до 25 различных языков канаков.

Футуна, футунанцы — народ в Полинезии, проживает на островах ХорнНовой Каледонии. Общая численность составляет порядка 8 тыс. человек, бо́льшая часть которых живёт на островах Уоллис и Футуна2.

Характеристика

  • Численность населения — 249.0 тыс. (01.01.2009).

  • Вековая структура

0–14 лет: 28,4% (мужчины 31 818, женщины 30 513),

15–64 лет: 64,9% (мужчины 71 565, женщины 70 815),

65 лет и больше: 6,6% (мужчины 6 773, женщины 7 772) (на 2006 г.).

  • Годовой прирост — 1,84 % (в 2005 г.).

  • Средняя продолжительность жизни — 75 лет.

  • Младенческая смертность — 7 на 1000.

  • Среднее число детей у 1 женщины — 2.2 (в 2005 г.).

  • Грамотность — 96 % (среди мужчин – 92%, женщин – 90%).

  • Городское население — 61 %.

  • Этнический состав: меланезийцы (канаки) 42,5 %, белые (в основном французы) 37,1 %, увеанцы и футунанцы 8,4 %, полинезийцы 3,8 %, индонезийцы 3,6 %, вьетнамцы 1,6 %, другие (преимущесвтенно филиппинцы) 3 %.

  • французский (официальный), а также 33 меланезийских и полинезийских диалектов.

  • Религии: большинство населения христиане (католики — 60 %, протестанты — 30 %), а также мусульманесунниты (4 %). Меланезийцы, наряду с христианством, исповедуют традиционные местные верования.

2. Языки народов Новой Каледонии

Французский — это официальный язык Новой Каледонии, и остальной части Франции. По данным на 2004 г. 97% людей в возрасте 14 лет и старше в разговорной речи, на письме и при чтении использовали французский; и только 0,97% опрошенных не знали французский. Из этой же возрастной категории 37,1% опрошенных заявили что являются билингвистичными и способны говорить на французском и на одном из 28 австронезийских языках Новой Каледонии, а 58,7% монолингвистичными, так как ни знают ни одного из местных языков, владея только французским.

восточный футуна — один из языков полинезийской группы австронезийской семьи, испытавший сильное влияние самоанского языка, несмотря на бо́льшую географическую удаленность островов Самоа от области расселения футуна, чем, например, островов Тонга.

Официальным языком Уоллис и Футуна является французский. На нём говорят 84 % населения. Причём только на французском языке говорит всего 6 % населения.

Широко распространены языки полинезийской группы — уоллисский и футунанский.

уоллисском языке говорят 64 % (9617 человек)населения. На нём говорят также в Фиджи, Новой Каледонии и Вануату. Положение языка внутри полинезийской группы долгое время было дискуссионным (ввиду частичного влияния тонганского языка). Сейчас принято относить его к ядерно-полинезийской подгруппе. В языке имеются 12 согласных и 5 гласных, которые могут быть длинными и короткими. После контактов с европейцами лексика обогатилась заимствованиями из английского, французского и латыни. Автором первого уоллисско-французского словаря стал первый миссионер Общества Марии Батальон (опубликован только в 1932 году). В быту уоллисцы говорят только на уоллисском языке, при общении с вропейцами переходят на французский.

На футунанском языке говорит 24 % населения (3600 человек). Часто этот язык называют восточно-футунанским, чтобы отличать от западно-футунанского, на котором говорят на острове Футуна, принадлежащем Вануату. На нём также говорят в Новой Каледонии. Язык принадлежит к полинезийской группе языков, к подгруппе ядерно-полинезийских языков. Фонология языка проста: 11 согласных и 5 гласных, которые могут быть длинными или короткими. Синтаксис же достаточно сложен. Автором первого футунанско-французского словаря был миссионер Изидор Грезэль (издан в 1878 году). Все деревенские советы проходят только на футунанском языке.

Все большее распространение получает английский, который изучают в школах. Сейчас им владеет около 14 % населения.

3.Этническая история и традиционная социальная организация

Этнические корни футуна и канаков восходят, по-видимому, к коренному населению Самоа, а также к миграционным потокам из внешней Полинезии в XXI веках.

Исторически футуна возглавлял правитель и его помощник; особыми привилегиями пользовались военачальники-вожди. Имелись возрастные классы.

полинезийцев, у племен футуна и канаков после распада матрилинейной родовой организации произошло складывание тотемно-родственного объединения — семейной общины, или большой семьи, которая была и остается основной ячейкой общественного строя и первоосновой всех социальных связей. Устройство её во многом заимствовано у племён увеа, в частности, у футуна сохраняется генерационная система терминов родства — родственники разделяются только по полу и по поколению. Такая община, в которую входят в общей сложности 30—50 человек, состоит из проживающих вместе 3—4 поколений, происходящих по мужской линии от одного общего предка. Семейная община является собственником земли. Принадлежащий ей участок обрабатывается коллективным трудом, либо отдельные брачные пары получают небольшие участки в пользование. Отдельные участки брачных пар передаются по наследству по мужской линии (что говорит о патрилокальности брачного поселения), так что земля всегда остается собственностью общины. В счете родства у футуна проявляется явная амбилинейность (об этом свидетельствует и равенство полов по социальной значимости), правда, небольшим приоритетом все же обладают мужчины3. Брак моногамный, практикуется левират.

4.Традиционное жилище

Жилища футуна — прямоугольные, с двускатной крышей, столбовой конструкции, обычно без стен. Иногда строятся жилища на платформах.

Всего по переписи 2008 года на островах 3467 домов (320 из них пустуют). Большинство домов на Увеа построены из бетона и покрыты гофрированным железом. Однако все ещё встречаются традиционные жилища со стенами из листьев пандануса и крышей, покрытой соломой.

Полы в помещениях могут иметь несколько уровней, и люди предпочитают сидеть на полу. Еда обычно готовится на открытом воздухе. Туалеты есть только в новых постройках.

футунанцев в основном строятся в полинезийском стиле fale. Дом для сна делается с открытыми стенами, соломенной крышей и соломенными занавесками, которые опускают во время плохой погоды. Бетонным может быть пол или невысокая стенка, чтобы в дом не забегали свиньи. Еда готовится либо в кухне, которая располагается за домом для сна, либо в земляной печи. Водопровод и электричество были проведены в 1990 году, хотя электричество могут себе позволить немногие островитяне.

В каждой деревеньке есть небольшой магазин, в Мата-Уту находится единственный на островах супермаркет.

5.Религия

На территории проживания футуна было найдено большое количество фамильных склепов, что свидетельствует о популярности культа почитания предков. Кроме того, среди племен футуна распространено христианство (католичество), из местных традиционных верований — тотемизм и фетишизм.

2003 года 99 % населения католики, традиционных верований придерживается всего 1 %. В каждой деревне есть католическая церковь. Однако даже жители, считающие себя католиками, исполняют некоторые местные языческие ритуалы. Так до прихода европейцев местные жители верили в сверхъестественную силу. Наиболее почитались: Тагалоа — бог неба; Мафуике — тот, кто принёс на острова огонь; полубоги Сина и Мауи; души предков и животных, такие как Феке (осьминог), Фону (черепаха), Тафолоаа (кит). Священниками на островах являются как европейцы, так и местные жители. Чтобы принять духовный сан уоллисцы и футунанцы обучаются в Тихоокеанском теологическом колледже в Фиджи. С 25 июня2005 года епархию Уоллис и Футуна возглавляет Гильен де Разили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.