Русский литератор-прозаик Денис Фонвизин родился в апреле 1745-го года в Москве. Следует отметить, что фамилия писателя в 18-м веке писалась на немецкий лад через дефис «Фон-Визин», однако с новыми реформами в правописании 19-го века два слова соединили воедино. Впервые целиком фамилию Дениса написал литературовед Тихонравов. По происхождения писатель был из рыцарского сословия, вышедшего при Иване Грозном из Ливонии и давшего Руси еще несколько чистых дворянских поколений. Образ своего отца Ивана Фонвизина Денис позднее воплотил в герое по имени Стародум из произведения «Недоросль».
С 1755-го года обучался в дворянской элитной гимназии, после чего в конце 1750-х автоматически был зачислен на философский факультет столичного университета. В 1760-м году его в числе лучших студентов-гимназистов отправили в Петербург, где он познакомился с известным театралом Сумароковым и философом Ломоносовым. Именно в Петербурге впервые побывал в настоящем Большом театре, где стал свидетелем уникальной постановки датчанина Гольберга под названием «Пернилл и Генрих».
Уже тогда Фонвизин был знаменит своими переводческими качествами, поэтому ему регулярно давали заказы на переводы с немецкого – это и был его главный заработок на долгое время. Всего за свою жизнь он перевел 228 басен. В 1762-м году перевел большой политический роман известного французского прозаика Террасона о египетском царе Сифе и роман-трагедию Вольтера, который получил русское название «Альзира». В конце 1760-х им была переведена еще одна значимая в мировой литературе повесть Грессе о Сиднее и Силли, которую Фонвизин назвал «Корион». Однако любимым иностранным писателем Дениса был Руссо, правда, его произведения русским литератором в большинстве своем переведены и опубликованы не были.
Параллельно с переводами начали появляться и собственные произведения Фонвизина, которые были окрашены в ярко сатирические тона. В первой половине 1760-х годов была написана пьеса «Недоросль», однако ее долгие годы не хотели публиковать. Ее героями стали представители различных слоев общества того времени, которые сплошь и рядом высмеивались за все свои деяния. Пьеса отличалась своей прямолинейностью в отображении проблематики традиционного высшего дворянства и его «воспитанного» злонравия и дикости.
Все произведения писателя находились под сильным воздействием идей французских просветителей Вольтера и Гельвеция. Вскоре Фонвизин зачислился в кружок российских вольнодумцев, которые почти ежедневно проводили собрания в усадьбе князя Козловского. Литературная деятельность также помогла Денису в его служебной карьере. После перевода одной из трагедий Вольтера, его назначили членом кабинета министров при Елагине, а после его собственной комедии «Бригадир» по указу императрицы его пригласили в Петергоф, где он познакомился с графом Паниным. В качестве секретаря Фонвизин служил у графа вплоть до начала 1770-х.
С 1777-го года автор «Недоросли» выехал во Францию, где занялся перепиской с Булгаковым и братом покойного графа Панина. В этих письмах благодаря остроумию Фонвизина и его четкому пониманию дела были подробно и громогласно описаны все социальные и политические проблемы французского общества, которые впоследствии позволили историкам нарисовать цельную картину феодального периода Франции. Также в своих письмах он затрагивал и проблематику русского общества, особенно, дворянства.
До конца жизни Фонвизин занимался собственной литературой, но все его последние произведения были запрещены к печати Екатериной II. Скончался в России в конце 1792-го года от тяжелого паралича.