Древний Рим

Введение

История Древнего Рима – это последний этап в развитии древнего мира, который охватывает  время с начала I тысячелетия  до н.э. (754/3 гг. до н.э. –  традиционная дата основания города Рима) до конца V в. н.э.  (476 г. н.э. – падение Западной Римской империи). Древний Рим за свою почти  тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке.

История Римского государства делится на три периода:

1. царский (середина VIII в. до н.э. –509 г. до н.э.);

2. республиканский (509 – 27 гг. до н.э.);

3. имперский (27 г. до н.э. –476 г. н.э.).

 

1. Историко-политическое развитие Древнего Рима

В VШ – Ш вв. до н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в. до н.э. – II в. н.э было его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. В Ш в. н.э. наступил экономический, социальный и политический кризис Римского государства, который в IV – V вв. н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Древнейший период римской истории, то есть период от образования римской общины  до установления республики принято называть царским. Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими находками, древнеримская община сложилась из трех этнических групп: латинян, сабинян (и те и другие – италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей цивилизации на Аппенинском полуострове, происхождение которых неизвестно) путем слияния трех поселений. Первые римские цари были италийцами, затем в Риме утвердилась этрусская династия, что привело к резкому возвышению царской власти и расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. К этому периоду относится образование римского полиса.

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают даже сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорил, что «существует много разногласий, как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя». Наиболее распространена была версия, которую приводил Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

Ромул, основатель города Рима, стал первым римским царем.

В «царский период» (VII–VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

В509 г. до н.э. завершился царский период и начался период республики, длившийся около 500 лет (509–27 до н.э.).

В период ранней республики сложилась характерная для полиса античная форма собственности, при которой собственником земли являлся лишь полноправный член гражданской общины. После падения царской власти и образования республики оба сословия – патриции и плебеи – оказались лицом к лицу. На протяжении более, чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом, спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н.э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха – записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.

Таким образом, период республики (конец VI в. до н.э. – середина I в. до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской верхушки. В ходе  борьбы сложилась новая сословная структура римского общества: нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс — сельский и городской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями). К негражданам относились сословия вольноотпущенников и рабов. В период республики Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн оформилась структура римского войска, которое носило характер народного ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью.  Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить. Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов (их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II в. до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то есть сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев, люмпен-пролетариата. Резкое сокращение сельского плебса – основы римской армии – привело к военной реформе: в армию стали принимать неимущих и добровольцев (реформа армии – конец II в. до н.э.). Армия  превратилась в профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для установления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса (натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном труде земледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского плебса), кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся на профессиональную армию, – все это привело к кризису полиса как типа государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы.

С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания рабов, наиболее известное восстание рабов под предводительством Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Эпоха римской истории с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э. – время глубоких преобразований предшествующих структур, которые привели к созданию нового облика и сущности римского общества.

В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского союза в Средиземноморье привели к захвату масс рабов и огромных средств, которые вкладывались и в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики, общественных отношений и культуры народов Италии.

Римско-италийское общество в начале I в. до н.э. вступило в полосу кровопролитных гражданских войн, глубокого общего кризиса, прежде всего, политической и государственной организации римской республики.

Сложные взаимоотношения между Италией  и  провинциями, между гражданами и негражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые классы,   интересы   которых  отражала  римская республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи,  люмпен-пролетариат,  военные колонисты.

Традиционный полисно-общинный (республиканский) социально-политический строй  сменила Римская империя. Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

I–II вв. н.э. – время наивысшего расцвета Римской империи. Но к концу  II в. стали сказываться последствия широкого использования труда рабов, все больше обнаруживавшего свою нерентабельность в условиях сокращения притока рабской рабочей силы в связи с прекращением войн. Свертывались товарно-денежные отношения, хозяйство становилось натуральным, приходили в упадок города, нарушались связи между провинциями, усиливались центробежные тенденции, многие земли оставались необработанными. Возникла политическая нестабильность.

В середине III в. Римская империя находилась в состоянии общего кризиса. Все слои населения испытывали неуверенность в завтрашнем дне. На этом фоне в империи получило широкое распространение христианство. Христианская религия, уравненная с язычеством при императоре Константине (начало IV в.), создавала мировоззренческую основу средневековья. Социально-экономические и политические процессы тоже готовили наступление новой эпохи. Крупное поместье стало основной ячейкой общества. Наряду с рабами, которых стали переводить на пекулий, то есть выделять им во владение некоторое имущество, иногда участок земли, в поместье работали колоны – мелкие зависимые от землевладельца арендаторы, труд которых был гораздо рентабельнее, так как часть результатов труда (за вычетом фиксированной арендной платы) оставалась в их распоряжении. Начинают складываться три сословия средневекового общества: духовенство, светские земледельцы (дворянство) и трудящиеся – крестьяне. В результате натурализации хозяйства и ослабления связей между частями империи усиливается местная администрация. Попытки императорской власти противостоять этому процессу в целом не имели успеха.

Ослаблению центральной власти способствовала  также угроза со стороны варваров – гуннов и германцев. Варвары совершали набеги, а также селились на территории империи с согласия императоров в качестве “союзников”. Римская армия все в большей и большей степени состояла из варваров.

В конце концов, все это привело к падению сопротивляемости Рима внешней агрессии. Смещение одних императоров, замена их другими не приводила к желаемым результатам. В IV в. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византию). Разделение империи на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе, произошло в395 г. Случалось, правда, что Западная и Восточная империи соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго.

В середине VI века Восточная (или Византийская) империя сделала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу. Своеобразие Византии заключалось, главным образом, в том, что в ней сохранилась сильная императорская власть.

Западно-Римская империя в IV–V вв. вела непрерывную борьбу с варварами. Их племенные союзы внедрялись в общественный и политический организм империи и из внешнего фактора постепенно превратились во внутренний фактор ее дальнейшей истории. Император Юстиниан (527–565 гг.) начал большие войны на Западе. Но это нечеловеческое напряжение сил привело, в конце концов, к полному истощению казны, восстаниям и практически к потере почти всех завоеваний.

В476 г. после отречения последнего императора Западная Римская империя прекратила свое существование. На ее развалинах возникли новые государства, новые политические образования, в рамках которых началось формирование феодальных общественно-экономических отношений. И хотя падение власти западно-римского императора, уже давно потерявшего престиж и влияние, не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.

Таким образом, Римская империя существовала (вернее, влачила существование) до476 г., когда глава германских наемников Одоакр свергает римского императора, малолетнего Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей Западной империи. И Галлия, и Испания, и Британия оказались во власти германцев. Отпала Африка. Что касается Восточной Римской империи, то она существовала еще около 1000 лет.

 

2. Культура Древнего Рима 

2.1. Ранний Рим (VIIIVI вв. до н.э.)

В первые века I тыс. до н.э. террито­рию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, раз­делявшиеся в этническом и языковом от­ношении на несколько групп. На формиро­вание раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитав­шие в области Лаций (там и возник город Рим).

Этруски были опытными земледельца­ми и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику «буккеро». Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из ме­талла находили широкий сбыт в самой Ита­лии, Греции, Карфагене и других местах.

Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII—V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.

В целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и бы­ла в достаточной степени самобытной.

2.2. Ранняя Римская Республика (VIV вв. до н.э.)

Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская респуб­лика была аристократической и патрициан­ской.

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, этрусские и греческие.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон). Римские имена состояли из личного (собственного), родового имен  и фамильного (прозвища). Начиная с IV в, до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

 

2.3. Расцвет римской культуры эпохи республики (IIII вв. до н.э.)

 

 В III-II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Аф­рике. Одновременно Рим воевал с иллирий­цами, Македонией и царством

Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую держа­ву древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры.  Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян ми­фы — повествования о богах — не получили такого развития, как у греков, уступив в ка­кой-то мере свое место историческим пре­даниям, особенно истории римских воин.

Мощное культурное движение начина­ется в Риме в конце III в. до н.э. Его глав­ной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обяза­тельным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Мно­гочисленные деятели римский культуры — прозаики, поэты, философы, ораторы, юри­сты, учителя, врачи, художники, архитекто­ры, в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

В конце III в. до н.э. в Риме форми­руется латинский литературный язык и на его основе — эпическая поэзия.  Появляет­ся целая плеяда талантливых поэтов и дра­матургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится историче­ский. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный про­пагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим.

В последнее  столетие  Римской респуб­лики  (I в. до н.э.) прославились своими ис­торическими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в чис­ле других историков) лучше отразили остро­ту  политической борьбы в эпоху граждан­ских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских поли­тических деятелей.

Наряду с историческими произведе­ниями, в римской литературе эпохи Респуб­лики важное место занимали сочинения на­учные, философские и риторические.

Во II—I вв. до н.э. в Риме стали извест­ны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон  (I в. до н.э.).

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения.

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V—IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, на­пример театра, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах. внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город .

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров — оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом соору­жения была — триумфальная арка, получив­шая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

 

2.4. Эпоха ранней Римской империи (27 г.  до н.э. — II в. н.э.)

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн.

В «век Августа» завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами. Правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в.  н.э.

 

2.5. Культура Римской Империи в I-II вв.

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний  уровень.  Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное уча­стие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провин­ций.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма се­натора Плиния Младшего к друзьям и им­ператору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один — «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (II в.).

К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее лич­ным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в по­вседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам импе­раторской эпохи. Они принадлежали и ча­стным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.

В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Ита­лии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных со­оружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в  Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохрани­лись следы античной, греко-римской архи­тектуры: амфитеатры и цирки, термы и ак­ведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

 

2.6. Культура времени упадка Римской империи (IIIV вв. н.э.)

События III века в Римской империи получили в науке название «кризис III ве­ка». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра­жданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси­ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль­туру. Практически пропал интерес к фило­софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз­личным мистическим культам и суевериям.

В изобразительном искусстве практиче­ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет — одно из величайших достижений римско­го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос­тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе­рии.

Культ императорской власти способст­вовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Позднеримское искусство символично — статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис антич­ных порядков. Усилились нападения варва­ров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними  противоречиями,  римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончатель­но разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импе­рии (будущей Византии) стал г. Константи­нополь, основанный Константином на мес­те бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страш­ному разгрому — сначала от готов, а затем — от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора оста­лась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импера­торского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом За­падной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской им­перии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Импе­рии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени — от ран­неклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гар­монией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культур­ное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древ­неегипетской и древне месопотамской циви­лизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Гре­цией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европей­ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающие­ся астрономы средневековья — Галилео Галилей, Николай   Коперник,   Иоганн Кеплер — опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценно­сти античной культуры, стало ведущей ми­ровой религией.

Римское право легло в основу всех сис­тем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литерату­ры также восходят к античности. К ней по­стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

 

Список использованной литературы

  1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.
  2. Мировая художественная культура: Учебное издание/Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко. — М.: Центр, 1996.
  3. Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. — Обнинск: Титул, 1996.
  4. Чанышев Н.А. Философия Древнего Мира: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001.

Read more: http://ref-4you.ru/drevnij-rim/#ixzz4dmiuNoj1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.