Иран

Иран — одна из наиболее крупных стран Юго-Западной Азии — по площади (1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на северо-западе), Афганистан и Пакистан (на вос­токе), Ирак (на западе). А если срав­нивать Иран со странами Европы, то получается, что его территория равна Англии, Испании, Франции, Италии и Швейцарии, вместе взятым. В Зарубеж­ной Азии он существенно уступает по площади только Китаю и Индии. На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге — Персидского и Оман­ского заливов. Из общей протяженности государственных границ около 8000 км 1/3, приходится на морские границы. Иран — это название страны, происхо­дящее от более древнего наименования Ариана — «страна ариев». Этот термин употреблялся для наименования основной части государства Сасанидов (III—VII вв. н. э.). В самом Иране не только в древно­сти и в средние века, но и в новое время страна всегда называлась Ираном, однако в Европе и Америке ее называли Перси­ей, по названию центральной области страны Фарс, или Парс (по- гречески), где издавна проживала основная народность Ирана — персы, говорящие на фарси. Желая подчеркнуть былое величие госу­дарства, правительство Ирана в 1935 г. обратилось ко всем государствам мира с просьбой официально называть страну Ираном. Современная столица страны — Тегеран. Иран отличается пестротой националь­ного состава. При населении в 34 млн. человек (1977 г.) основное этническое ядро — персы — составляет только около 50%; другие крупные национально­сти — азербайджанцы (около 20%) и курды (около 9%). По конституции (принятой в 1906— 1907 гг.) Иран был конституционной монархией; во главе государства стоял шах, он же — главнокомандующий вооруженными силами страны. Неодно­кратно вносившиеся по инициативе ша­ха изменения в конституцию дали ему целый ряд прерогатив, которые позво­лили установить режим личной власти. Это стало важной причиной широкого недовольства, переросшего в 1978 г. в социально-политический кризис. В январе 1979 г. шах был вынужден по­кинуть Иран. Введенная шахом в 1975 г. однопартийная система вызывала массо­вое недовольство и в 1978 г. была отме­нена. В результате массового народного дви­жения режим шаха рухнул. Иран относится к развивающимся стра­нам, избравшим капиталистический путь развития. Используя огромные доходы, получаемые от экспорта нефти и опира­ясь на социально-экономические рефор­мы, проведенные правящими кругами страны, Иран за последнее десятилетие совершил значительный скачок в разви­тии хозяйства, и теперь вряд ли его можно называть, как это было сравнительно недавно, отсталой сельскохозяйственной страной с полуколониальным укладом экономики. В результате аграрной реформы, в основном завершенной в 1972 г., пози­ции помещиков были подорваны. Землю получило около 15 млн. крестьян (на условиях выплаты ее стоимости государ­ству в рассрочку за 12 лет), но основ­ными собственниками земли стали зажи­точные крестьяне, которые явились опо­рой правительства в деревне. Помещики же, проживавшие и до реформы, как пра­вило, в крупных городах, получив от го­сударства выкуп за землю, стали держа­телями акций промышленных пред­приятий. Иран в настоящее время является стра­ной аграрно-индустриального типа. При огромных поступлениях иностранной ва­люты от продажи нефти (около 20 млрд. долл. в 1976 г.) Иран ускоренными тем­пами развивает свою промышленность, создает новые ее отрасли (нефтехимиче­скую, машиностроительную, в том числе автомобильную, авиационную, военную), расширяет металлургическую промыш­ленность. Иран тесно сотрудничает с крупнейшими монополиями ведущих ка­питалистических держав. Возникающая на условиях совместного участия иран­ского капитала с капиталом монополий США, Англии, Франции, Италии, Япо­нии и ФРГ (60—70% — доля Ирана, 30—40% — доля иностранного капитала) иранская промышленность рассчитана на сбыт товаров не только в Иране, но в зна­чительной степени и в соседних странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Будучи не в состоянии в пер­вое время освоить все доходы от нефти, Иран начал экспортировать капитал. Он превратился в страну, оказывающую фи­нансовую помощь как развитым, так и развивающимся странам. В середине 1970-х гг. Иран санкционировал займы Англии (1,2 млрд. долл.), Египту (более 1 млрд.), Индии (1 млрд.), Пакистану (1 млрд.), а также Заиру и др. Общая сум­ма займов, предоставленных Ираном другим странам, составила 10 млрд. долл. Иран стал кредитором Международного валютного фонда. Социально-политический кризис 1978—1979 гг. нанес серьезный ущерб экономике Ирана и существенно осла­бил его внешнеэкономические позиции. Забастовка рабочих-нефтяников пара­лизовала добычу нефти — основного источника финансовых поступлений. С осени 1978 г. замерла экономическая жизнь страны.

Важнейшие исторические события

В условиях развития капитализма в Европе и борьбы империалистических держав
за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала феодально
отсталый Иран стал объектом их эксплу­атации.
Наиболее характерной была политика империалистических держав в отношении
Ирана в первые годы после второй миро­вой войны. Правительства Англии и США,
пользуясь тем, что они оказали правящим кругам Ирана помощь в подав­лении
национально-демократического движения в стране (особенно в Иранском
Азербайджане), заключили с Ираном ряд военных и экономических договоров и
соглашений, которые способствовали ориентации внешней и внутренней поли­тики
Ирана на империалистические госу­дарства. США и Англию интересовало как
выгодное военно-стратегическое по­ложение Ирана у границ Советского Союза,
так и иранская нефть. Поэтому в 1955 г. они вовлекли Иран в Багдадский пакт
(ныне СЕНТО), направленный про­тив СССР и других социалистических стран, и с
помощью Международного нефтяного консорциума (созданного в 1954 г.), займов,
различного вида «без­возмездных» субсидий, кредитов и других средств
оказывали влияние на иранскую экономику. Ряд военных договоров и соглашений,
в том числе и американо-иранское соглашение 1959 г., потребова­ли от Ирана
больших расходов на непро­изводительные цели. Все это в сочетании с
внутренними социально-экономически­ми трудностями, кризисом в сельском
хозяйстве (в силу значительных остатков феодализма), промышленности,
финан­совой системе привело в конце 50-х — начале 60-х годов к широкому
недоволь­ству народа обанкротившейся внешней и внутренней политикой Ирана.
В этих условиях правящим кругам страны пришлось существенно изменить
политику. Во внутриполитическом плане это выразилось в проведении социально-
экономических реформ (названных «бе­лой революцией»), направленных против
феодальных порядков и призванных фор­сировать развитие капитализма; во
внеш­неполитическом —  в   нормализации (с 1962 г.) отношение с СССР и
другими социалистическими странами.
Новая политика Ирана дала определен­ные положительные результаты: произо­шли
заметные сдвиги в экономике, в основном было покончено с господством
полуфеодальных производственных от­ношений в деревне. За последние 15 лет
темпы роста экономики Ирана ежегодно превышали 10% (вместо 2—3% в прош­лом),
возросла доля промышленности по сравнению с долей сельского хозяйства в
валовом национальном продукте. Новая экономическая политика Ирана дала и
отрицательные результаты: бурный рост цен на товары, жилье, расширение
безра­ботицы. Сельское хозяйство не обеспечи­вает всех потребностей страны в
продо­вольствии. В то же время огромные сред­ства затрачивались на
милитаризацию Ирана, на закупку новейших видов ору­жия. Все это вело к
дальнейшему ухудше­нию положения трудящихся.
В течение 1978 г., в условиях усили­вающихся внутренних социально-
экономических трудностей в Иране проходили массовые антиправительственные
демон­страции. Осенью начались массовые за­бастовки рабочих и служащих
нефтяной промышленности,  транспорта,  связи, коммунального хозяйства.
Иранский на­род требовал коренных преобразовании в политической, социальной,
экономиче­ской и культурной областях. Такого нака­ла политической борьбы
страна не знала. В столице и других крупных городах ставленники шаха были
смещены.
                                    Население                                    
Иран наряду с Афганистаном принадле­жит к числу самых многонациональных
государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30 крупных и мелких
народов, а если учесть также отдельные племена и. этнические группы, в той
или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число их еще
боль­ше.
Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к иранской группе
индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской языковой семьи
(соответственно около 75 и свыше 20%). К первой из них относятся персы (13,5
млн.), гилянцы (1,6 млн.), мазандеранцы (1,2 млн.), курды (2,5 млн.), луры
(0,8 млн.), бахтиары (0,5 млн.), белуджи, талыши, таты, хазарейцы, джемшиды,
афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы (5 млн.), туркмены,
кашкайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи, бахарлу, эйналу, нафары,
хорасани и др. Из других проживающих в стране народов арабы (0,55 млн.) и
ассирийцы говорят на языках семитской группы семито-хамитской языковой семьи,
армяне — на стоящем особняком языке индоевропейской семьи, грузи­ны — на
языке картвельской группы кавказской семьи.
Многонациональность Ирана в значи­тельной мере является наследием
завоева­тельной политики его древних и средневе­ковых правителей,
объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а
также тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В даль­нейшем сохранению
этнической дробно­сти способствовала феодальная отста­лость страны и
племенной строй кочевой части населения.
Основная этническая общность — пер­сы — сосредоточена главным образом в
центральных и южных районах страны. В других районах, кроме Иранского
Азербайджана, они составляют большин­ство населения городов. К северу от
основного ареала расселения персов жи­вут этнически близкие им, но
сохраня­ющие ряд диалектных и культурных осо­бенностей гилянцы, мазандеранцы
и талыши, к западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи,
хазарейцы, таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджан­цы —
населяет северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С ними
соседствуют родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров, шахсевенов
и карапапахов. На юге страны обитают кашкайцы и некоторые другие тюркские
кочевые племена, а также арабы.
В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются сформировав­шимися
буржуазными нациями, другие же народы стоят на различных ступенях
этносоциального развития, составляя ча­стью племена, частью народности.
Неко­торые из них постепенно ассимилируются с персами, что в известной
степени явля­ется результатом политики иранизации, проводимой в стране.
Официально счита­ется, что все исповедующие ислам народы страны составляют
вместе с персами еди­ную иранскую нацию. Как национальные меньшинства
рассматриваются только представители других вероисповеданий: христиане —
армяне и ассирийцы; зороастрийцы — парсы, или гебры; иудаисты — евреи. При
проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено количество
говорящих на так называ­емых местных языках, но уже при прове­дении следующей
переписи 1966 г. такой учет не проводился.
В последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также
развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-
языко­вому взаимодействию разнонационального населения в городах, на
нефтепромы­слах, крупных стройках и т. п. Особенно заметна иранизация
гилянцев и мазандеранцев. В то же время малочисленные тюркские народы
Северного Ирана, а отчасти и ираноязычные талыши ассими­лируются
азербайджанцами.
                                    Экономика                                    
Самое характерное для экономики совре­менного Ирана — это завершение
пере­хода от полуфеодальных социально-эко­номических отношений к
капиталистиче­ским и превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.
Правящие кру­ги Ирана поставили задачу индустриа­лизировать страну, создать
многоотрас­левое хозяйство, способное через 15 — 20 лет обеспечивать в
основном внутрен­ние потребности страны, и стать круп­ным экспортером
промышленной про­дукции,
В первой половине 70-х годов эконо­мика Ирана развивалась быстро. Валовой
национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10% и составил в
1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный продукт 1960 г.
почти в 5 раз. Резко изменилось соотно­шение долей основных отраслей
эконо­мики в ВНП. Если в 1941 г. доля сель­ского хозяйства в ВНП составляла
71 и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и 33%, то в 1972
г. доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15 %, а доля промышленности
увеличи­лась до 43%. Однако под влиянием экономического кризиса в
капиталистической мире темпы экономического развития Ирана снизились, рост
ВНП в 1976 г. составил уже 4,9 %.
О промышленном развитии страны свидетельствует и сокращение, доли заня­тости
сельского населения в производстве национального дохода. Если 30 лет назад
сельское население Ирана, составлявшее 78% всех жителей страны, производило 
3/4 национального дохода, то теперь 60% населения, проживающего
в сельской местности, производит уже менее 1/5 
национального дохода.
Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным дохо­дам от
нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими нефтяными
ресурсами. В связи с разра­зившимся в 70-х годах в капиталистиче­ском мире
энергетическим кризисом Иран стал получать огромное количество валюты (в 1973
г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и 1976 гг. — около 20 млрд.
долл. в год), значительная часть которой направлялась на развитие эко­номики.
Годовой бюджет страны за 15 лет возрос примерно в 20 раз, соста­вив в 1977 г.
около 50 млрд. долл.
В будущем Иран вероятно сможет получать значительные средства и от продажи
газа, который до недавнего вре­мени бесполезно сжигался в факелах в местах
добычи нефти, а также от раз­вития горно-добывающей промышленно­сти.
В ноябре 1975 г. в Тегеране было под­писано два многосторонних соглашения на
компенсационной основе о поставке иранского природного газа в ФРГ, Австрию и
Францию через территорию Советского Союза и Чехословакии по 13,4 млрд. куб. м
ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть до 2003 года. В со­ответствии с
этими соглашениями постав­ляемый Ираном газ будет потребляться в Советском
Союзе, а в ФРГ, Францию и Австрию будет поставляться эквивалент­ное
количество советского природного газа. До обострения внутриполитиче­ской
обстановки Иран по экспорту при­родного газа занимал третье место среди
капиталистических  и  развивающихся стран.
На экономическое развитие Ирана бла­готворное влияние оказало улучшение
отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был заключен ряд дого­воров
и соглашений, в том числе об ока­зании экономического и технического
со­действия в строительстве Исфаханского металлургического завода и других
пред­приятий.
В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26 января 1963 г. (по
старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены референ­думом
социально-экономические рефор­мы, названные «белой революцией», или
«революцией 6-го бахмана». Они каса­лись вопросов осуществления земельной
реформы, национализации лесов и паст­бищ, продажи государственных
пред­приятий частным лицам в целях получе­ния средств для финансирования
земель­ной реформы и поощрения частнокапита­листического предпринимательства,
создания «корпуса просвещения».
Однако в условиях режима личной вла­сти и постоянного несоблюдения
кон­ституционных норм, проведение реформ сопровождалось многочисленными
нару­шениями законности. Коррупция, рас­хищение государственных средств,
злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ
воспользовалась численно небольшая имущая вер­хушка общества. Что же касается
широ­ких народных масс, а также так назы­ваемых средних слоев, то они
продолжа­ли страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни и
бесправия.
Отрицательно сказывался на положении трудящихся также безудержный рост
непроизводительных (военных и других) расходов, в частности, на содер­жание
аппарата насилия (тайной поли­ции, жандармерии и других), вызывав­ших
всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети государственного
бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки современного оружия (главным
образом в США) и на другие военные цели.
До начала претворения в жизнь аграрной реформы Иран был страной крупно­го
полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье, помещикам, вождям
племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу семей, составляв­шим
примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80% пригодных к обработке
земель. На долю же мелких землевладельцев   приходилось   всего  лишь около
12—15% всех обрабатываемых земель. Около 70% крестьян землей не владели,
арендуя ее на кабаль­ных условиях полуфеодальной издоль­щины.
Аграрная реформа ставила своей це­лью не ликвидацию земельной собствен­ности
помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию крупного землевладения,
ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки земель у помещиков подлежали
изъятию за выкуп и продаже в рассрочку крестьянам, работающим на этой земле.
Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов, вождей племен и части
духовенства, иранскому правитель­ству удалось, в основном, осуществить
земельную реформу и разукрупнить по­мещичьи владения. Полуфеодальное
зе­млевладение и землепользование в целом было ликвидировано. Первоначально
владения помещиков ограничивались зе­млями одной деревни (вне зависимости от
размеров площади имения), затем с 1965 г. размер имений был установлен в
пределах от 20 до 150 га (в зависимости от климата и наличия воды).
Разделу не подлежали земли тех име­ний, в которых сельскохозяйственное
производство велось на капиталистиче­ской основе (с применением
сельскохо­зяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не превышали
500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного максимума
помещик мог по своему усмотрению либо продать своим арендаторам, либо сдать в
аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались лишь
неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца 1968 г.)
касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений помещиков с
крестья­нами: все земли, отдаваемые ранее поме­щиками в аренду, должны были
быть про­даны; предполагалась также интенсивная механизация сельского
хозяйства у бо­лее зажиточных крестьян.
Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей (около 15 млн.
чело­век) приобрести небольшие участки земли, в среднем около 2,4 га на одну
семью.
Земельная реформа нанесла удар по ^полуфеодальному  землевладению — главной
опоре средневекового спосо­ба производства и одному из источни­ков отсталости
Ирана — и тем самым расчистила путь для развития сельского хозяйства в
капиталистическом направле­нии.
Аграрная реформа изменила социаль­но-экономические отношения в иранской
деревне. Помещик перестал быть цен­тральной фигурой деревни, уменьшилась роль
ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного производства воз­росла
роль кооперативного кредита. По­высилась  техническая  оснащенность сельского
хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился на 9 деревень, то в  начале
1970-х гг. — на 2 деревни. За период проведения реформы более чем в 4 раза
возросло применение минеральных удобрений. Однако усилия иранского
правительства, направленные на изме­нение сложившегося веками отсталого
сельскохозяйственного производства со средневековыми в целом методами
веде­ния растениеводства и животноводства, не дали эффективных результатов.
Сель­ское хозяйство не обеспечивает (за ис­ключением некоторых благоприятных
по погодным условиям годов) внутренних потребностей страны. Оно в
значитель­ной степени подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких,
как засуха, наводнения, снегопады и др.
Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным сдвигам. Уже за
период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно на одну
треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из импортера в
экспортера пшеницы. За 60—70-е годы производство пшеницы и ячменя
увели­чилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн. т, более
чем в 2 ра­за возросло производство фруктов и овощей. Однако в середине 70-х
годов страна стала вновь испытывать очень острую нехватку продовольствия,
особен­но зерна. Импорт продуктов земледелия и животноводства в страну растет
из года в год.
Рост сельскохозяйственного производства происходит главным образом путем
увеличения посевных площадей и в мень­шей степени за счет механизации
хозяй­ства и применения химических удобрений.
За период с 1960 по 1973 г. посев­ные площади в Иране увеличились с 6,4 млн.
до 8 млн. га.  В результате строительства 12 новых плотин и ввода их в
действие площадь обрабатываемых зе­мель увеличилась в начале 80-х годов до
10—12 млн. га. Намечается построить, первые установки по опреснению соле­ной
воды, что также позволит увеличить производство сельскохозяйственной
про­дукции.
В 1972 г. иранское правительство утвердило план строительства нескольких
крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них создается в Марвдаште
(провинция Фарс), другой — в Муганской степи.
Таким образом, развитие сельского хо­зяйства Ирана мыслится посредством
вовлечения мелких крестьянских хо­зяйств в систему капиталистических
отно­шений, с одной стороны, и, с другой — с помощью создания аграрно-
индустриальных комплексов и кооперативов капита­листического типа.
Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры к подъему сельского
хозяйства, поставленная им зада­ча — добиться самообеспечения страны
сельскохозяйственными продуктами — в ближайшие десятилетия вряд ли может быть
решена. Рост внутреннего потребле­ния (13% в год в среднем) в связи с
посто­янным приростом населения значительно превышает рост
сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за 1968—1972
гг. — 3,9%). В резуль­тате Иран вынужден ежегодно закупать в США, Австралии и
других странах мно­гие продовольственные товары.
Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию страны, пытается
пре­вратить ее в промышленно развитое госу­дарство.
Опираясь на постоянно растущие до­ходы от нефти (они покрывают примерно 80 %
валютных и более 50 % государствен­ных расходов), Иран производит
диверси­фикацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры своей
экономи­ки. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности, как
ме­таллургия, машиностроение, автомобиле­строение, химическая промышленность,
электротехника, добыча и переработка нефти и других полезных ископаемых,
строительство ирригационных сооруже­ний, электростанций (в том числе
атом­ных).
Иностранные международные компа­нии охотно идут на вложение своих капи­талов
в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии, Франции, ФРГ, Японии
и других капиталистических стран отводят Ирану роль опорной базы для своей
деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. Создаваемые ими на паях с иранским
капиталом (иностранные капиталы по иранским законам не дол­жны превышать 50%
совместных капи­таловложений) акционерные компании завоевывают не только
иранский рынок, но уже выходят на региональные между­народные рынки сбыта.

Культура: традиции и современность

Развитие экономики и сдвиги в обще­ственной жизни, происходящие в Иране в
последнее десятилетие, привели к опреде­ленному прогрессу в области
просвеще­ния, науки, здравоохранения, спорта.
Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус просвещения. Молодые
люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот корпус, направляются
на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не только детей, но и
взрослых. Для распро­странения навыков гигиены и санитарии в сельской
местности и оказания крестья­нам медицинской помощи создан подоб­ный же
корпус здравоохранения.
В стране значительно выросло число населения, умеющего читать и писать. Если
в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было неграмотно на 85—90% (среди
сельского населения гра­мотных было менее 4%, в том числе среди женщин —
около 1 %), то в 1968 г. негра­мотность снизилась до 70%. В 1974 г., по
иранским данным, неграмотное насе­ление моложе 50 лет уже составило не­многим
менее 50%.
За последнее десятилетие в Тегеране и в других крупных городах созданы новые
высшие учебные заведения (государ­ственные и частные), проведена пере­стройка
системы высшего образования с ориентацией на подготовку технических кадров
для развивающейся промышлен­ности и сельского хозяйства. При этом была
сокращена подготовка специали­стов в области гуманитарных наук. Орга­низованы
центры профессионального и технического образования.
Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко не удовлетворяет
потребности страны, но и в этой обла­сти произошли довольно значительные
сдвиги.
В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой, которая раньше была
бичом населения южных городов и деревень, большие успехи достигнуты в борьбе
с туберкулезом, венерическими болезнями,  проказой.  В  результате борьбы с
детскими эпидемическими забо­леваниями детская смертность значитель­но
снизилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.