Стоунхендж

Четыре тысячи лет назад в Великобритании обитала немногочисленная общность людей, находящаяся на уровне эпохи каменного века. Пользуясь примитивными орудиями из камня и кости, они едва могли обеспечивать свое существование. Однако эти люди каким-то непостижимым образом сумели создать в Кембрийских горах каменоломни и добывать там огромные каменные глыбы весом до 30 тонн. Помимо этого, эти огромные камни перетаскивались в район современного Эймсбери. Они и послужили строительным материалом для знаменитого Стоунхенджа.

Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Так, что же это за сооружение? К сожалению, Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная история была забыта. Только в средние века эти древние камни начали будоражить людское воображение. Но к этому времени происхождение и назначение «постройки гигантов» были давно и безвозвратно забыты, так что пришлось заново придумывать историю этого памятника древности.

Сейчас Стоунхендж вдоль и поперек исследован десятками ученых. Совместными усилиями историков, археологов, геологов, антропологов, химиков, инженеров-строителей была примерно воссоздана картина: как, когда и кем был построен на Солсберийской равнине каменный исполин. Однако ответами на вопрос «Зачем он был построен?» являются лишь гипотезы.

Именно из-за загадочности и великолепия этого сооружения я заинтересовалась данной темой. Так что предлагаю вам вместе со мной узнать больше об этом древнем архитектурном сооружении.

Стоунхендж — это…

Начало архитектуры как искусства проявилось, когда в строительстве начали действовать не только законы необходимости, но и законы красоты. В середине второго тысячелетия до н. э. практически повсеместно возводили монументальные каменные сооружения из огромных каменных глыб — менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища. Эти сооружения принято относить к памятникам мегалитической архитектуры (греч. medas — большой + lithos — камень).

Кромлех, самый сложный тип мегалитических сооружений. Он состоит из вертикально установленных каменных столбов или плит, расположенных по кругу, их соединяли между собой положенными сверху также каменными блоками.

Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж. Стоунхендж — каменная конструкция под открытым небом, созданная в середине второго тысячелетия до н. э.. Великобритания, графство Уилтшир, 13 километров от городка Солсбери — здесь, посреди обычной английской равнины, он и находится. В нем насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Стоунхендж состоит из четырех больших каменных кругов. Внешний круг — это поставленные вертикально столбы, на каждом из которых лежит плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб весит в среднем 25 тонн, а плита — 700 килограммов. Во втором круге — сравнительно некрупные одиночные камни (менгиры). В третьем и четвертом незамкнутых кругах, напоминающих подкову, — группы камней. Каждая группа — это две вертикальные плиты, вес которых достигает 40 тонн, и лежащая на них горизонтальная плита. Центр архитектурной композиции — прямоугольная плита.

Из гигантских каменных глыб наши далекие предки, находившиеся в каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнутую в круг. Каменные блоки тщательно обработаны каменными орудиями, что свидетельствует о мастерстве и значительном уровне развития людей того времени. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетиями. И все это тщательно подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком пространстве спокойного ландшафта, что свидетельствует о наличии у них чувства пространственной композиции.

Примерный план данного сооружения представлен на рисунке.

Существует много предположений о том, кто создавал мегалитические сооружения (а Стоунхендж относится именно к ним — «сооружениям из больших камней»), но до сих пор никто не знает этого наверняка. Поэтому не удивительно, что с их происхождением связано много легенд и небылиц. Считалось, что мегалиты — дело рук великанов, которые, играючи, могли перекидывать многотонные камни с ладони на ладонь. Древние греки, для которых история создания мегалитов терялась в туманном прошлом, считали, что их сооружали одноглазые гиганты-циклопы. Считалось даже, что эти камни могли передвигаться самостоятельно с помощью «волшебного слова» или под музыку Орфея.

Но я не считаю нужным рассматривать подробно данные предположения, так что предлагаю рассмотреть научную точку зрения на этот счет. По мнению ученых, памятник трехслойный, так что по официальной версии его строили три разных народа с 31 века до н.э. по 5 в. до н.э

Стоунхендж №1

Самое раннее из сохранившихся культовых сооружений на территории Стоунхенджа выглядит очень примитивно и ничем не напоминает более поздние каменные постройки. На самом раннем этапе было построено то, что именуется «изгородью» (henge) — камни, выложенные в виде окружности диаметром более 300 футов (100 м) со рвом и насыпью вокруг. На этом раннем этапе была заложена самая примечательная особенность Стоунхенджа: четыре базовых камня, размещенных по окружности, образуют прямоугольник и служат ориентировочными отметками для слежения за 19-летним годичным циклом движения Луны! Стоунхендж №1 построен не ранее 3100 года до нашей эры. С северо-восточной стороны был устроен большой вход, а с южной — малый.

Предположительно, ров между валами выкопали при помощи инструментов из оленьих рогов. Работа велась не в один прием, а по секциям. Исследования показали, что дно рва было покрыто костями животных (олени, быки). Судя по их состоянию, за этими костями тщательно следили — вероятно, они имели немалое культовое значение для людей, посещавших храм

Прямо за внутренним валом внутри комплекса было выкопано 56 углублений, расположенных по кругу. Их назвали «лунки Обри» — по имени антиквара, обнаружившего их в 1666 году. Предназначение лунок неясно. Если верить химическому анализу почвы, деревянные опоры в них не ставились. Самая распространенная версия — по лункам рассчитывали лунные затмения, правда, точность оставляет желать лучшего.

Первоначальная «ограда» оставалась в основном неизменной в течение последующих 300 лет, но затем произошел ряд изменений.

Более поздние постройки датируются 2900-2500 годами до нашей эры и о них можно судить теоретически — время оставило нам только группу углублений в земле, куда помещались деревянные опоры для неких конструкций. Последние вполне могли быть крытыми навесами. Эти лунки (сейчас уже заполненные землей и малоотличимые от остального ландшафта) идут двумя параллельными рядами от северного и южного входов к центру всего сооружения. Диаметр углублений значительно меньше лунок Обри, всего 0,4 метра, и они более удалены друг от друга.

Стоунхендж №2

Во вторую фазу строительства Стоунхенджа земляные валы были частично срыты — их высота уменьшилась, а ров между ними был почти наполовину засыпан. В тот же период функции лунок Обри изменились — они стали использоваться для захоронения кремированных останков. Похожие захоронения начали проводиться и во рву — причем только в его восточной части.

Примерно в 2600 году до нашей эры деревянные постройки были снесены, а взамен появились величественные каменные сооружения. Сначала строители выкопали два ряда крупных лунок в форме полумесяца (одна подкова внутри другой), развернутого на северо-восток. За 385 километров отсюда, из скал Карн Менин в холмах Пресели (Уэльс), было доставлено 80 так называемых «синих камней». Каждый камень имел около 2 метров в высоту, примерно 1,5 метра в ширину и 0,8 метра в толщину. Весили они по 4-5 тонн. Когда эти камни были установлены, здесь впервые образовалась «каменная изгородь» (stone henge) в буквальном смысле слова.

В самом сердце Стоунхенджа поставили шеститонный монолит из зеленого слюдяного песчаника — так называемый «Алтарь». Кроме того, северо-восточный вход был перенесен чуть в сторону и расширен — так, чтобы он смотрел точно на восход солнца в день летнего солнцестояния

Судя по всему, строительство Стоунхенджа на этой фазе осталось незавершенным. «Синие камни» вскоре были убраны, а лунки под ними засыпаны.

Тогда же здесь появились три отдельно стоящих крупных «синих камня», из которых уцелели два. Первый — «Пяточный» (в значении «последний») этот камень высотой в 16 футов (3,3 м), на 4 фута (1,3 м) заглубленный в землю, установлен напротив входа и образует линию, направленную на восход солнца во время летнего солнцестояния. Второй — «Камень-плаха» около того же входа внутри валов (впоследствии он рухнул набок). Несмотря на название, с кровавыми жертвоприношениями «Камень-плаха» не связан. Из-за выветривания на его боку стали появляться красные пятна — окислы железа, что и породило столь мрачные ассоциации. Кроме того, на внутренней стороне северного и южного валов с неизвестными целями были насыпаны небольшие курганы (без захоронений), увенчанные «синими камнями».

Стоунхендж №3

В конце 3 тысячелетия до нашей эры Стоунхендж подвергся новой — самой масштабной перестройке, благодаря которой он стал так популярен в наши дни. С холмов южной Англии (удаленных от Стоунхенджа на 40 километров) сюда привезли 30 огромных каменных блоков — «сарсенов», каждый из которых весил по 25 тонн.

Эти плиты тщательно отесаны так, что при сборке они образовывали правильную окружность. Их расставили в центре Стоунхенджа по кругу диаметром 30 метров, а сверху уложили гораздо более легкие горизонтальные плиты, крепившиеся на сарсенах выдолбленным в камне замком типа «шип и гнездо». Получился круг из П-образных трилитонов, причем верхние плиты-перекладины были соединены между собой каменными шпунтами в сплошное кольцо. Многие из этих камней стоят до сих пор, что позволяет нам представить себе Стоунхендж в его первоначальном виде.

После сооружения Кольца Сарсен строители создали гигантскую насыпь, называемую Аллеей, которая тянется на две мили от входа в кольцо до реки Авон.

Затем последовал перерыв в 400 лет, после чего строители, по каким-то неизвестным нам причинам, решили перенести в Стоунхендж еще более грандиозные камни. Внутри Кольца Сарсен были воздвигнуты установленные в форме подковы пять пар огромных камней, соединенных сверху поперечными горизонтальными плитами. Возраст этих гигантских каменных ворот (Трилитонов) высотой в 13 футов (4,3 м), которыми больше всего славится Стоунхендж, исчисляется с 2270 года. Некоторые из них и сейчас находятся в отличном состоянии. Предполагается, что приблизительно в это же время здесь была осуществлена перебазировка на новую ось, ориентированную на летнее солнцестояние. В связи с этим непосредственно за оградой был воздвигнут створ из двух камней, а Пяточный камень слегка сдвинули на восток, чтобы он не мешал наблюдениям по линии створа.

На камнях внутреннего круга высечены едва различимые рисунки — кинжалы и топоры, внешне соответствующие оружию бронзового века. Однако вряд ли можно утверждать, что Стоунхендж был военным монументом. В то время образ топора имел ярко выраженное ритуальное значение (например, символизировал женское начало) и помещался на стенах храмов. Когда строился Стоунхендж, образ топора в средиземноморской культуре уже эволюционировал до знаменитого каменного лабиринта Минотавра на острове Крит — следовательно, с некоторыми оговорками мы можем ставить знак равенства между этими двумя легендарными постройками.

После такого взрыва активной деятельности все успокоилось примерно на 500 лет. Затем кое-что добавилось — были вырыты так называемые ямы Y и Z. И наконец, комплекс Стоунхендж был совсем заброшен.

Интересный факт

Как правило, древние культовые сооружения имели также и подземные ходы. Были они и в Стоунхендже, чему есть подтверждения. В 1,5 км севернее Стоунхенджа видна шахта глубиной более 30 м, колодец которой диаметром 1,8 метров пробит в сплошной меловой толще, где внизу были штольни, уходившие в разные стороны, в том числе и в сторону нашего храма. В самом храме ранее был спуск в подземелья, впоследствии засыпанный. Не исключено, что Алтарный камень ушел в землю именно на этом месте. Известно также, что рядом со Стоунхенджем в Даркхилле расположена ракетно-испытательная база, частично использующая древние подземелья. Не исключено, что в неисследованных подземельях Стоунхенджа могут находиться древнеисторические материалы, которые позволят дать ответ на многие вопросы.

На рисунке представлен план Стоунхенджа с пояснениями.

Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса

.Курган без могил

.Курган без могил

.Упавший камень 4,9 метров в длину (Эшафот)

.Пяточный камень

.Два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века[1] их положение указано иначе)

.Ров (канава)

.Внутренний вал

.Внешний вал

.Авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (Hampshire); сейчас эти валы едва различимы

.Кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны

.Кольцо 30 ям, т. н. Z лунки

.Круг 56 ям, известный как лунки Обри

.Малый южный вход

Назначение

Самые первые из дошедших до нас упоминаний связывают его с легендой о короле Артуре — якобы этот монумент построил сам волшебник Мерлин (по другой версии, он перенес его своими чарами с горы Киллараус в Ирландии). Другие истории «обвиняли» в строительстве Стоунхенджа самого дьявола.

В 18 веке исследователи обнаружили «астрономическую» функцию Стоунхенджа (его ориентация на солнцестояние) — так появилась версия, согласно которой эта постройка принадлежала друидам. В наше время некоторые специалисты утверждают, что по Стоунхенджу можно предсказывать солнечные затмения либо даже проводить сложные математические вычисления. Теории «планетария» и «калькулятора» очень спорные. Их доказательства, как правило, опровергаются либо простейшими астрономическими фактами, либо самой историей (Стоунхендж неоднократно перестраивался, менял структуру и наверняка служил разным целям).

Весьма интересным выглядит предположение о том, что второй, «кладбищенский» этап постройки Стоунхенджа был связан с успешными завоевательными походами местных племен. Анализ останков, найденных в соседних со Стоунхенджем могильниках, показал, что некоторые из захороненных там людей были родом из Уэльса. Это также может объяснить последующую доставку «синих камней», символизирующую собой объединение двух земель. Специалисты также допускают, что большую часть своей истории Стоунхендж служил местом для кремации останков. Эта версия не лишена права на существование, ведь неолитические культуры Европы связывали дерево с жизнью, а камень — со смертью.

Масштабное исследование, в котором принимали участие специалисты целого ряда университетов Великобритании, возможно, наконец-то дало ответ на вопрос, зачем был построен знаменитый Стоунхендж

Стоунхендж — это памятник древности, строительство которого было начато около 3-х тысяч лет назад. Наши предки, находившиеся на низком уровне развития, смогли каким-то непостижимым образом построить столь сложную конструкцию.

До сих пор никто не может точно сказать, как именно строилось данное сооружение, но, к счастью, ученым удалось восстановить хронологический порядок возведения Стоунхенджа. Строительство этого каменного исполина состоит из 3-х этапов: строительство каменной изгороди; установка алтаря и «синих камней», которые позже были убраны; и возведение колец сарсен, а несколько позднее трилитонов и возвращение в композицию «синих камней».

Как и вопрос строительства, вопрос назначения Стоунхенджа остается неразрешенным. Возможно, это древнее кладбище, потому что вокруг памятника были обнаружены массовые погребения. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях, в композиции соблюдены и определенные законы, связанные с астрономией, что, впрочем, часто встречалось в архитектуре древних веков (Египет, Центральная Америка). По мнению некоторых ученых, древние британцы считали это место центром мира. Другие же считают, что монумент мог быть предназначен для изучения геометрии.

Пять тысяч лет стоит на земле Стоунхендж. Четвертую сотню лет бьются над его загадками ученые. И некоторые тайны, вроде бы, уже разгаданы. Впрочем, не исключено, что нам это только кажется.

Список литературы

<http://kladina.narod.ru/bistrushkin/bistrushkin4.htm>

<http://www.mirf.ru/Articles/art1204.htm>

<http://politicon1.at.ua/forum/38-2814-1>

<http://archstory.ru/istorija_arhitektury/ranniy_period_architectury/stounhendzh>

<http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=681&p=10818>

<http://chudesa-architectury.ru/2012/03/01/stounxendzh/>

<http://www.celtica.ru/content/view/53/287/>

<http://ctoday.ru/article/history_construction/32/>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.